Главная - Культура - Женский лик современной датской прозы


Женский лик современной датской прозы

О стране - Культура

женский лик современной датской прозы

О датской литературе на мировой арене известно не так уж много. Впрочем, как и о датской поэзии, датской музыке, датском кинематографе и искусстве. Время от времени на пестрых страницах журналов и газет и телеэкранах мелькают громкие имена, вроде Андерсена, Торвальдсена, Ларсена и фон Триера – но на этом, как правило, список заканчивается. Образованная прослойка, не вполне отличающая датскую литературу от шведской и норвежской, может минут пять-семь порассуждать о датском минимализме и датском же натурализме – это те две основные черты, которыми средней руки интеллигент способен охарактеризовать данный культурный пласт.

Как ни странно это может показаться, об том же будем говорить и мы, но в лицах, персоналиях и личностях. Ибо именно писательницы, чьи женские творческие стихии изливаются на страницы поистине гениальных и потрясающих произведений, сочетающие в своих работах минимализм и натурализм, достигают такого эффекта восприятия, какой и не снился многим мастерам психологической прозы. Волшебное заклинание или микстура: коротко, сжато, с надрывом, с тонкими, но четкими деталями – так, чтобы проникнуть в самое ядро читательской души.

Прежде всего, следует упомянуть о Тове Дитлевсен (дат. ToveDitlevsen), родившейся и всю жизнь прожившей в Копенгагене. Тове росла в тяжелых условиях, в семье с «вредным микроклиматом» (хроническая бедность, граничащая с нищетой, холодность родителей, обеспокоенных лишь материальными вопросами, отсутствие с юных лет любви и заботы) что нашло прямое отражение в ее творчестве. Первые работы появились уже в совсем юном возрасте – девочка писала, чтобы словами погасить пламя в груди, утолить боль от несправедливых обид и оскорблений. Итогом тому стал сборник стихов, выпущенный, когда Дитлевсен был всего 21 год. Писательницу принято называть законодательницей жанра «исповедальной» прозы в датской литературе – в некоторых произведениях исповедь не просто перетекает, а взрывается воем, стоном, криком и плачем всего естества. Самое сокровенное проступает сквозь страницы романов и новелл, так, что чувствуешь ее боль как свою, переживаешь вместе с ней моменты взросления, период подросткового соревания, содрогаешься от несправедливых упреков, сносишь обиды и под конец произведения понимаешь, что сам незаметно для себя стал героем Тове Дитлевсен.

Натурализм другой датской писательницы – Иселин Херман (дат. IselinHermann) – носит более светлый характер, он не окрашен в пессимистические, «надрывные» тона. Да и сама Иселин – весьма энергичный и деятельный человек, не позволяющий себе искуственно создавать рамки отчаяния и безвыходности. К тому же ее смело можно назвать «лягушкой-путешественницей» – где только она не побывала, в каких местах только не жила! Это, разумеется, отразилось и на ее творчестве, добавив к нему легкую «перчинку» экзотизма. Но и в прозе Херман присутствует неизбежный коктейль натурализма с минимализмом – мы видим его в монологах и сценах, отражающих внутренний диалог или поток сознания, даже в описаниях географических и исторических объектов. Излюбленная тема писательницы – «Тоска как движущая сила» (дат. L;ngsel som motor), которую можно смело назвать эпиграфом ко всему ее творчеству.

Работы автора малой прозы, скрывающегося под псевдонимом Хилле Хилле (дат. HelleHelle) – блестящий пример истинного датского минимализма. К перу Хилле относятся несколько многоликих сборников новелл, каждый из которых представлен «играющим» своей многогранностью и внутренней разнонаполненностью сюжетом. Герои Хилле вполне типичны, стандартизированны, но они показаны в очень выигрышном свете. Под воздействием различных внешних факторов в их душах происходит нечто необычное, и их характеры изменяются. При этом катализатором может служить вполне невинный повод. Так героине достаточно увидеть умирающую лису, раздавленную машиной любимого мужчины, как в ее внутреннем мире начинают происходить такие метаморфозы и трансформации, о которых читатель и не подозревал. Неслучайно писательница избрала для себя такой псевдоним: в нем, несомненно, присутствует элемент двойственности, игры, интриги, тайны. Хилле словно лукаво улыбается нам, намекая на что-то недосказанное и одновременно громко проговоренное – то, что дано понять не каждому.

И, наконец, Вита Андерсен (дат. VitaAndersen). Трудная личная жизнь писательницы, с самого детства не дарующая ей счастья и покоя, нашла отражение в ее зрелом творчестве. В новеллах однофамилицы главной датской гордости – Х.Х. Андерсена – очень высок процент фикции. Так свои детские переживания она маскирует чрезмерной утрированностью и иллюзорностью. Но именно это производит «правильный» эффект: жизнь глазами ребенка, который только что вступил в опасный период переходного возраста и видит мир и происходящее в нем в искаженном, искривленном свете. В работах Андерсен много натурализма, она весьма щедра на детали, которые могут вызывать удивление и даже шокировать. Но ее проза задевает за живое – перед глазами встает выпуклая картинка, а сквозь строки проступает осязаемая боль. Натурализм уступает место глубинности, наполненной скрытого смысла сжатости, лаконичной исповедальности.

О датской литературе можно говорить долго, и список авторов может пополняться новыми именами – новыми для тех читателей, которые не берут на себя труд выйти за рамки сказок Андерсена. Но, возможно, датская литература и отличается своей камерностью и направленностью «не на всех» – это чистая, незамутненная фальшью тиража нота, повернутая под иным углом проблема, свежая мысль. Именно в такой литературе и находишь для себя что-то такое, чего нет в шедеврах мировой литературы и красочных бестселлерах, и словно заново открываешь себя.

Елена Белеванцева,
МГУ им. М.В. Ломоносова




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Моесгор (Moesgaard) музей под Орхусом

News image

Дания, часто упоминается в связи с историей викингов. Основная тому причина – ежегодные грандиозные ярмарки викингов, которые проводятся в местечке ...

Сведения об истории Оденсе и Музеи Оденсе

News image

Музеи Оденсе рассказывают об истории города с помощью книг, статей, а также Интернета, где одно из последних обновлений – интерактивные карты Оденсе...

Культура и традиции Дании:

Датская кухня

News image

Кухня в Дании, так же как и в других скандинавских странах, традиционно богата жиром и состоит главным образом из углеводов, мяса и рыбы. Это следст...

Захоронения церкви Богенсе

News image

Как и во многих других провинциальных церквушках, при церкви Богенсе раньше было множество захоронений. Год за годом тела детей и взрослых заносили ...

Известные датчани:

Outlandish

News image

Если вы ждали чего-то нового на музыкальной сцене, то группа Outlandish захватит вас своей мультикультурной музыкой. Стиль трио из Дании основан на ...

Карл Андреас Кофод

News image

Андрей Андреевич Кофод (Карл Андреас Кофод, дат. Carl Andreas Koefoed) (16 октября 1855, Сканнерборг — 7 февраля 1948) — русский государственный дея...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image